вторник, 20 августа 2013 г.

Медицинская система Нидерландов в примерах

 

В этом опусе, по просьбе трудящихся, постараюсь рассказать о том, как устроена медицинская система в Нидерландов с точки зрения обычного пациента.

Начну, пожалуй, с самого банального: ЛУЧШЕ ВСЕГО ВООБЩЕ НЕ БОЛЕТЬ, и с врачами, хоть российскими, хоть нидерландскими, хоть американскими, хоть немецкими, хоть... (подставьте национальность сами по своему уразумению) не связываться...

...но тело бренно, поэтому время от времени приходится.

Перед дальнейшим повествованием хочу оговорить некоторые особенности. Я буду рассказывать, как все устроено и работает на своем собственном примере, т.е. на примере новоприбывшего экспата, имеющего работу, оплачиваемую выше средней зарплаты по стране. Как это работает для людей, сидящих на пособиях, я знаю лишь понаслышке.

Итак. Прибывшему в страну экспату нужно получить мед.страховку, действительную с самого первого дня прибытия. Это нужно, в частности, для получения и будущего продления ВНЖ. Если вдруг так получилось, что экспат не оформил страховку, и не оформлял в течение длительного времени, то при первом же посещении врача или попытке продления ВНЖ ему все-равно придется офомить страховку, но при этом ему придется заплатить взнос за страховку за весь прошедший период.

Насколько я понимаю, в Нидерландах все страховые компании частные. Существует ли государственное медицинское страхование, я не знаю. Думаю, что существует как раз для случаев людей на пособиях. Но деталей я не знаю, поэтому будем считать, что все страховые компании частные. Какую страховую компанию выбрать - решать вам, но, если ваш работодатель крупная компания или организация, то вполне возможно, что у него будет специальный договор с определенной страховой компанией, в которой сотрудники вашего работодателя могут получить существенную скидку или какой-либо бонус при заключении страхового полиса. Конечно, если вам оно не нравится, вы можете выбрать любого другого страховщика.

У всех страховщиков медицинская страховка состоит из базисной части и расширений. Обязательна лишь базисная часть. Расширения набираются по мере желания и возможности поболеть и полечиться от различных недугов. В принципе, базисная часть покрывает большую часть медицинских расходов, которые возможны для среднестатистического относительно здорового человека средних лет, как-то: поход к домашнему доктору, некоторые виды лекарств (антибиотики, например), незапланированные (и запланированные, но согласованные) случаи попадания в госпиталь: ну там упал-ушиб-очнулся-гипс, или острый приступ апенцидита, а также покрываются различные физиотерапевтические процедуры, НАЗНАЧЕННЫЕ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВРАЧОМ(АМИ). Базовая страховка НЕ покрывает услуги стоматологов и прочих дантистов, косметологов и других врачей, которые "лечат" заболевания, напрямую несвязанные с угрозой жизни или целостности организма, психологов, например. Также базовая страховка не покрывает услуги физиотерапевта, если посещение оного - ваше ЛИЧНОЕ желание. Также по базовой страховке вы не можете "получить второе мнение" у врача за пределами Нидерландов, за исключением особых случаев, включающих экстренную помощь.

Надо сказать, что базовая страховка имеет также уровень "собственного риска". Т.е. почти все мед.услуги, получаемые по страховке оплачиваются вами из собственного кармана (исключение составляет разве что посещение домашнего врача) до какого уровня (скажем 170 евро). Как только общая сумма В ГОД за мед.услуги начинает превышать этот самый уровень "собственного риска", за все остальное платит страховая компания. Этот самый собственный риск распространяется также и на услуги, получаемые по расширениям страховки, за исключением услуг стоматологов и дантистов - у этих особые условия, которые зависят от страховщика и пакета расширенной стоматологической страховки. Каждый год этот самый "собственный риск" растет по чуть-чуть - инфляция, однако. Растет также и стоимость этой самой базисной страховки. Кстати, стоимость базиса во всех компаниях ПОЧТИ одинакова и составляет примерно 100 евро в месяц на взрослого при минимальном собственном риске. Можно самостоятельно повысить собственный риск, тогда стоимость страховки будет меньше, но при обращении к врачам вам придется оплачивать из своего кармана больше. Детям до 18 лет страховка бесплатна.

Если то, что входит в базис и его стоимость не отличается от страховщика к страховщику, то вот наполнение пакета расширений и их стоимость может сильно варьироваться. К примеру, у меня есть расширение 2-го уровня (не буду вдаваться в подробности, что туда входит) + стоматологическая страховка на меня и жену, и все это вместе стоит примерно 80 евро в месяц экстра. Но я же говорил про бонусы от работодателя. В моем случае мой работодатель расщедрился на покрытие половины стоимости всех раширений, т.е. фактически я плачу в месяц примерно 240 евро за страховку на семью (100 + 100 + 80/2).
Про страховки вроде все.

Теперь непосредственно про медицину.
Любое медицинское приключение пациента в Нидерландах должно начинаться с похода к домашнему доктору. Любое: будь то сыпь где-то, несварение желудка, высокая температура с кашлем, или выпадение грыжи. Домашний доктор - специлист широкого профиля. Широкого, но не шибко глубого. Его задача: пофиксить мелкие и простые проблемки, и направить к нужному специалисту в госпиталь, если он сам не может помочь.
Исключение составляют экстренные случаи вне рабочих часов домашнего врача: ну, там, упал с велика, сломал ногу - естественно тебе нужно в госпиталь, а не к домашнему врачу. Или внезапно где-то открылось сильное кровотечение, или инсульт-инфаркт, ну, вообщем вы меня поняли. В этих экстренных случаях пациента привозят в пункт первой помощи, который есть в любом госпитале. Впрочем, если у вас просто банальная температура с кашлем, случившаяся ночью или в выходные, когда домашний врач не работает, однако все сиптомы СОВМЕСТИМЫ с жизнью, но вам не терпится, то можно поехать в пункт приема ДЕЖУРНЫХ домашних врачей (в этом случае в пункте первой помощи вас могут и не принять) - такой пункт обычно бывает один на город.
Говоря о госпиталях и экстренных случаях, стоит упомянуть о "скорых". Здесь они есть, но они существуют исключительно для "доставить бездыханного пациента до ближайшего пункта экстренной помощи". Никаких "у нашего маленького ребенка вдруг внезапно 40", или "ой, милок, чей-то с сердцем у меня"... В любых случаях, когда пациент может передвигаться сам - извольте на своей машине или на такси добираться до домашнего врача или пункта дежурных врачей или даже пункта первой помощи сами, а иначе страховая не будет оплачивать вызов скорой-машины.

Домашнего врача нужно выбирать и записаться к нему в виде "постоянного клиента". И лучше это сделать заранее. Можно, конечно, и просто с улицы прийти и сказать, что мол хочу на прием, но вам могут вполне запросто ответить, что раз вы незарегистрированный клиент, то мы, мол, отказываемся вас принимать, и, если у вас что-то срочное, идите в пункт дежурных домашних врачей. Домашние врачи бывают слишком разные. Многие не особо сильно заморачиваются, и стараются не пускать пациента к специалисту как можно дольше, предлагая ему различные простые методы решения проблемы: "Что? У вас температурка? Ну это вы переутомились. Выпейте парацетамольчика и полежите дома с денек-другой. Если за недельку не пройдет, приходите еще".

Однако, если вы убедили своего домашнего врача, что вы без, скажем, травматолога/ларинголога/гастроэнтеролога или еще какого-то олога жить просто не сможете, то он вам выпишет заветное направление и поможет сделать аппоинмент с нужным вам специалистом в выбранном вами госпитале. А вот тут может возникнуть очередная проблемка: дело в том, что раз дело несрочное... а под срочным в Нидерландах понимается ситуация, когда пациент без сознания, и начинает медленно отходить в мир иной, ну или близко к тому, или вы кричите от боли постоянно... Все остальные варианты - дело несрочное. Так вот, если дело несрочное, то вас специалист в госпитале примет лишь в свободный временной слот, который может быть через день, если госпиталь и/или специалист не слишком популярны, а может быть и через пару месяцев в обратном случае. Далее больше: записались вы на прием, посетили специалиста, а он вас отправил на сдачу анализов и различные тесты: ну, там объемная рентгеновская томография, или контрастная радиоспектроскопия, или еще какой-то метод помучать пациента - так вот, в "популярном" госпитале на такие тесты нужно записываться опять же заранее, и вполне может быть за несколько недель. В результате обследование перед вторым посещением специалиста может затянуться на полгода, например. Выход вообще говоря есть: найти другой госпиталь, в котором очередь ожидания не такая длинная. Как вариант: поехать в госпиталь в Бельгию или в Германию, но в этом случае нужно хорошо изучить условия своей страховки и/или специально договариваться со страховой компанией, поскольку лечение заграницей - это отдельный пункт страховки. Но, в принципе, если уж припрет, а страховая отказывается платить за консультацию и лечение в Бельгии, например, то можно плюнуть и самому за все заплатить. Это все-таки не США, здесь мед.услуги стоят адекватные деньги. Например, полное обследование и консультации у специалиста на предмет частных головных болей у одного человека в Бельгии заняло пару недель и около 250 евро.

В качестве примера кратенько расскажу историю того, как мне делали операцию. Вообщем, после перенесенных в детстве операций на тазобедренный сустав, я страдал коксоартрозом в левом суставе. Суть такая: в суставах для смягчения трения имеется специальное покрытие - хондра. Если она воспаляется, это называется артрит, и это в принципе лечится. Но вот если она разрушается, это называется артроз, и лечится только на ранних стадиях, например уколом гиперина. На поздних стадиях поздно пить боржоми, и приходится терпеть боль, вызванную ущемлением нервов постепенно разрушаемой костью. Вдобавок кость еще может и деформироваться, приводя к ограничениям в движении. Пару десятилетий назад придумали специальный протез, который ставится на место разрушающегося сустава: он заменяет какголовку бедренной кости, так и чашечку таза, куда вставляется эта головка. Вообщем, когда дело дошло до того, что я не мог уже спать из-за довольно сильной и постоянной боли, снять которую мог разве что Трамадол (кстати выписывается домашним доктором без звука и пыли и без привлечения отдела по борьбе с распространением наркотиков), я пошел к своему домашнему врачу. Он послал меня к специалисту. Я сделал афспрак в одном из ближайших госпиталей у хирурга-ортопеда через пару дней. Во время посещения мне сделали рентген (сразу же), и доктор выдал вердикт: мол ничего уже не сделаешь, кроме как протезирования. Но по его словам выходило что, протезирование делается только пожилым людям (т.к. срок годности протеза ограничен - лет 10-15), поэтому, мол, иди ка, милок, пока погуляй. Помирать соберешься, годков так за 10 до этого события - приходи. На вопрос, как же так, больно же, последовал ответ: терпи, казак, атаманом будешь! Вообщем, ушел я оттуда не солоно хлебавши. Результами я доволен не был, и решил получить "второе мнение", т.е. сходить к другому доктору. Поинтересовался, поспрашивал и выяснил, что в городе неподалеку (60 км) есть госпиталь, и там специализируются на ортопедии: типа, там работают лучшие ортопеды в Нидерландах. Наверное это и так, но я звякнул туда, и мне сказали, что лист ожидания к ортопеду примерно 4 месяца. Пошел я тогда обратно к домашнему доктору (он бельгиеец), и спросил его, не знает ли он какого-нибудь достойного госпиталя с хорошими ортопедами в Бельгии, ну или в Германии. Он сказал, что таки да - есть вот тут под боком в в небольшом городке на границе с Нидерландами в Турнауте (30 км от моего города) госпиталь, в котором даже именитые спортсмены свои травмы-переломы лечат. Позвонил я туда, мне сказали, приезжай завтра. Приехал, принял меня тамошний ортопед, послал на разные рентгеновские обследования, включая ренгтеновскую трехмерную томографию высокого разрешения. Ну сняли мне все это, файл с трехмерной картинкой записали на диск, который передали в руки. Пошел я обратно к этому врачу (уже через пару дней) - он все посмотрел, пощупал еще раз, ногу покрутил, и выдал: да, можем мол тебе протез поставить. Иди, говорит, к моей секретарше, она офферту выпишет, потом уже с оффертой дуй к своей страховой. Накатал он мне офферту: операция вместе с лежанием в госпитале что-то около 9 тыс. Ну я с оффертой на следующий день стал звонить в свою страховую. Так мол и так... А они мне: а вы знаете, у нас есть контракт с одной медицинско-научной компанией, специализирующейся как раз на заболеваниях тазобедренных суставов. Компания расположена в Генте. А давайте, вы сперва туда дуйте, они вас обследуют, ну и посмотрим, что они скажут. Дык! Не проблема. Позвонил. Долго извинялись, что не могут принять завтра, вот только послезавтра. Послезавтра, так послезавтра. Поехал. Вообщем, Там они действительно занимаются разработками в области протезирования. Они же разработали новые протезы на керамике, срок годности которых уже не 10 лет, а 30 как минимум. Ну и они уже по размеру как реальные суставы (обычные протезы из титана - с более мелкими головками - говорят есть несколько ограничений в движениях). Накатали они мне там петицию, что мол таки действительно нужна операция, и они готовы ее провести. Отдал я этот документ страховой на раздумье. Через пару недель позвонил. Мне было сказано, что страховая компания согласна мне все оплатить. Где именно делать операцию в Генте или в Турнауте - это мол пусть я сам решаю. Я выбрал Гент.
Да, кстати, за посещение ортопеда в Турнауте и за комплекс рентгенологического обследования мне пришел через пару недель счет. Прислали его АВИАПОЧТОЙ, причем заплатили за пересылку почти 10 евро. Угадайте, какая цифирь стояла в счет? Я бы не угадал - там значилось 65 евро (ну или около того - я более точно уже не помню). Счет я оплатил, потом отправил его страховой для возврата денег по страховке - это обычная практика оплаты мед.услуг по страховке. Правда, голландские госпиталя и домашний доктор обычно напрямую связываются со страховой компанией, мне же лишь спустя какое-то время приходит отчет, чисто для информации.

Операцию в Генте мне назначали на середину января (дело было в начале декабря). Я договорился на работе, что буду отсутствовать два месяца, и в назначенный день поехал в Гент. Сперва заехал в эту медицинскую контору. Там меня обследовали еще раз, обмерили (чтобы подобрать протез - он должен подбираться по размеру), выдали костыли и сказали, чтобы я к вечеру подходил в местный госпиталь - мол там мне и будут делать операцию завтра утром. Я погулял немного по Генту. Вечером пришел в приемный покой упомянутого госпиталя. Меня зарегистрировали и отправили в палату. Оказалось, что свободных мест в ортопедическом отделении нет и меня и еще одного, также ожидающего операцию по протезированию, положили в свободную палату в геронтологическое отделение. В палату принесли ужин, и спустя какое-то время я уснул. Утром сказали ничего не есть, заставили помыться каким-то раствором, похожим на марганцовку, побрили, положили на каталку и повезли в операционную. В операционной сделали укол в вену, и я отключился. Очнулся я в предоперационной комнате. Меня повезли на ренгтен, потом доставили в палату, уже в ортопедическом отделении. В палате было 4 пациента. Вход в палаты свободен, никаких вахтеров на входе. Пришла медсестра, сказала, что первое время будет больно. Чтобы не лезть на стену, мы тебе воткнули прямо в разрез специальный капилярчик, по которому можно впускать некое болеутоляющее. Вот тебе в руку большая кнопка - жми на кнопку - получишь результат, ну т.е. очередная порция наркоты накроет твою боль. Таким образом, находясь где-то на краю реальности, я и провалялся весь день после операции. Все кровати - они же и каталки, трансформирующиеся, т.е. можно самому кнопочками подрегулировать форму изгибов кровати. Среди прочего была кнопка вызова медсестры. Помню, что медсестры подходили ко мне, меряли температуру, давали какие-то лекарства, делали какие-то уколы, меняли пакеты с физраствором и наркотиком, когда они заканчивались. На следующее утро пришла врач-физиотерапевт и заявила, что мол сейчас будем вставать и учиться заново двигаться на костылях. Я еще помню, как мелькнула мысль: "Блин, я тут повернуться не могу, а тут ходить". Но сказано - сделано. Пришли медсестры, меня обтерли мокрыми тряпочками, накормили завтраком, и одели в ту одежду, которую я привез с собой. Кстати завтраки-обеды и ужины - это бесплатно, ну точнее в счет включалось, но они были "стандартные". Помимо стандартного набора, можно было заказать нечто особенное - из спец.карты, но это уже на доп.плату. Спустя какое-то время второй раз появилась белая полярная лисичка, ну т.е. эта врач-физиотерапевт, и начала курс доктора Менделя. Удивительно, но она действительно поставила меня на костыли, и действительно научила меня передвигаться. Сперва по палате. Вечером экзекуция повторилась, с той разницей, что пришлось вышагивать уже по больничному корридору. Было обещано, что завтра будем учиться спускаться и подниматься по лестнице. Идея всего этого в том, что европейские больницы настроены на то, чтобы пациент как можно быстрее покинул больничную палату. Если нужен просто какой-то курс уколов - это может сделать и специальная патронажная мед.сестра на дому. Если нужны какие-то более крутые процедуры - можно просто приезжать на эти процедуры в госпиталь. Чего лежать то?

Все это конечно круто, но меня обещали через 2 дня выписать, и мне предстоял путь домой на машине - километров 150. Блин, я приходил просто в трепет от этой мысли. Ну да, я могу двигаться, еле-еле, но могу. Но сам то встать я не мог, только с помощью кого-то. А тут сидеть да почти 2 часа! А еще этот Антверпен! ой! мамочка! Вообщем, когда ко мне в очередной раз заглянул мой лечащий врач, я спросил его, а нет ли у них в компании (здание компании было не в госпитале, а в госпитале они просто арендовали операционные ну и палаты для своих пациентов) какого-то реабилитационного курса, ну там с массажем, физиотерапией и все-такое. Он сказал, что есть и предложил не дожидаться, пока меня выпроводят из госпиталя, а переехать к ним в контору (при конторе была спец.гостиница). Я согласился. Там я провел 3 дня, в течение которых мне делали акватерапию, массаж и прочие "мерзости". Нам с женой (жена решила не бросать меня в гостинице - я ж даже в туалет не мог сам подняться) дали отдельный номер - проживание и питание уже за свой счет. Акватерапия - наверное, это самое эффективное из того, что было. Заключалась она в том, что входишь в воду, бросаешь костыли, и далее уже без костылей пытаешь ХОДИТЬ, ПРЫГАТЬ и совершать прочие безумные движения, находясь в воде. Мой друг (огромнейшее ему спасибо на века вечные) взял на себя обязанность следить за детьми на время нашего отсутствия. Ну и потом по окончании этих дней еще и перевез меня домой.
Дома мы вызвали физиотерапевта и медсестру. Медсестра делала уколы и перевязку, а физиотерапевт проводила сеансы восстановления двигательно-опорных функций моего бренного тела. Спустя какое-то время мы вызвали на дом домашнего доктора, чтобы он снял швы, для чего мы сами купили специальный такой приборчик, напоминающий гибрид ножниц и пинцета. Швы нужно было снимать в 2 захода: т.е. сперва половину, потом через несколько дней остальные - чтобы кожа привыкла.
Все это, включая посещение медсестры, оплачивалось по страховке, с учетом собственного риска, конечно. За операцию и госпиталь я вообще ничего не платил - все платежи проходили непосредственно между моей страховой компанией и этой медицинской конторой в Генте. Мне были присланы лишь информационные рапорты, из которых следовало, что операция обошлась примерно в 8 тысяч с чем-то. Лежание в гостинице + тамошние процедуры мне не оплатили - это я уже сам, и это было недешево - под 1000 евро (номер с едой по 250 евро за сутки и остальное - процедуры и лекарства).
Спустя 6 недель я смог относительно свободно передвигаться на костылях и мог водить машину. Еще через пару недель я уже ходил без костылей.

Ах, да. В Нидерланадах НЕТ НИКАКИХ БОЛЬНИЧНЫХ. Мой работодатель за все время моего отсутствия исправно выплачивал мне зарплату. Никаких справок из госпиталя или домашнего врача, поясняющих мое отсутсвие также не потребовалось. Более того, наш корпоративный доктор стал приставать ко мне с предложением: а давай-ка ты сперва с месяцок поработаешь полдня, да еще и неполную неделю...

P.S.
Чей-то я забыл про прививки рассказать. В Нидерландах существует  примерно такая же схема прививок для детей, как и в России. Естественно все это оплачивается по страховке (которая для детей бесплатная).
В нужный момент времени вы получаете письмо-уведомление с информацией о том, где и когда именно можно пройти очередную вакцинацию. Для младенцев (до 2х лет) это делают в специальных младенческих клиниках. Там же проводят периодические осмотры младенцев. Более взрослых детишек ежегодно осматривают в школах. Во время осмотров проверяют вес, рост, зрение, слух, общее физическое развитие. Для взрослых же регулярные профилактические осмотры не предусмотрены. Если у вас есть какие-то предпосылки, и вы чего-то боитесь, можно попытаться уломать вашего домашнего врача, и он назначит курс обследования в специальном диагностическом центре, но это будет ЕГО решение, а не ваше. Может быть я как-то плохо сфокусировался на этом, так что еще раз повторяю, что, чтобы пойти к специалисту, или провести какое-то обследование, первое что нужно - получить НАПРАВЛЕНИЕ от домашнего доктора. Без направления вас никто и нигде не примет, и никакие деньги, которые вы будете готовы заплатить, при этом вам не помогут. Исключение составляет тот случай, когда вы уже состоите на учете у какого-то специалиста (к которому попали в свое время по направлению от домашнего врача). В этом случае записаться на прием к этому специалисту можно, минуя домашнего врача.

Еще вот хотелось упомянуть один фактик. Это то, как тут сдают кровь (и не только) на анализы. Во-первых, никаких "только утром" - пункт забора крови (и других выделений организма) открыт почти весь день. Во-вторых, никаких "на голодный желудок" - кровь здесь берут в любом случае, никто даже не интересуется, кушали вы сегодня после полуночи или нет. Забор крови происходит очень быстро. Результаты анализов потом пошлют через интернет тому врачу, который запрашивал эти анализы. Если вам интересны результаты, вы можете позвонить тому врачу сами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий